Скоро в школу. Готовность ребенка к школе.

Дипломированный специалист Товкач Вера Сергеевна поделится опытом в разви-тии детей дошкольного возраста. Расскажет, как лучше преодолеть детские страхи. Научит творить незабываемые поделки. Разъяснит, почему не все сказки полезны, а некоторые даже опасны для детской психики. Вместе Вы сможете преодолеть кри-зисы детского возраста, а также обсудить их особенности. Зайдя на эту станицу Вы почерпнете для себя много нового и интересного в развитии и воспитании своих крох. Задавайте вопросы по интересующим темам. Своевременный ответ от Веры Товкач всегда и каждому!
  • Немного рекламы

Скоро в школу. Готовность ребенка к школе.

Сообщение Вера_Товкач » 13 сен 2016, 16:56

Здравствуйте! Меня зовут Вера Товкач, я являюсь дипломированным специалистом в области воспитания детей дошкольного возраста и автором этого блога. С Удовольствием поделюсь с Вами своим опытом.

Изображение


Когда говорят о "готовности ребенка к школе", то имеют ввиду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Мне нравится определение психолога Л. Венгера, который говорил, что этот набор похож на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них обойтись нельзя.

∙ Физиологическая готовность ребенка к школе.

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

∙ Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
1. Интеллектуальная готовность к школе означает:
-к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

• Познавательная готовность ребенка к школе.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1) Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2) Математика.
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: « », «-«, «=».
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
3) Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказ текста из 4-5 предложений.
4) Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
6) Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Тренируем руку ребенка.

Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.
Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.
Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.
С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться

Единоборства для детей. В какую секцию отдать ребенка?
Аватара пользователя
Вера_Товкач
Хозяйка блога "Клуб активных родителей дошколят"
 
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 07 сен 2016, 15:14
Откуда: Краснодар

Немного рекламы


Re: Скоро в школу.

Сообщение Хома Брут » 13 сен 2016, 19:03

1 класс, 1 сентября - и еще неизвестно, кто больше волнуется: родители, или их дети. Для детей это праздник, некое торжество, а вот родители понимают, что все только начинается...
Аватара пользователя
Хома Брут
Проверенный
 
Сообщения: 419
Зарегистрирован: 05 янв 2016, 19:32

Re: Скоро в школу.

Сообщение Пост Апакалипсис » 13 сен 2016, 22:01

Да уж... Когда меня отправлялись родители в школу, как раз после распада СССР, никакой речи о психологической поддержки и тем более эмоционально-волевой, и так деле, и речи быть не могло!)

По-моему, раньше было все проще. Есть ты, есть твой возраст, равно обязанность. Не справляешься, ты или "того", или пьяница и тунеядец. Есть предрасположенность к чему-либо - дорога открыта, выкладываешься просто по полной и все!)
Аватара пользователя
Пост Апакалипсис
Проверенный
 
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 20 июл 2016, 15:30

Re: Скоро в школу.

Сообщение Александра Стоянова » 14 сен 2016, 01:18

- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.


И это всё должен знать и уметь семилетний ребёнок??? А не велики ли требования? Моё мнение, что для начала надо бы нас, взрослых этому всему научить, и тогда уже мы, сможем научить этому наших детей. А так с чего бы ребёнку быть толерантным и адекватно реагировать на конструктивные замечания, если большинству из нас толерантности в поведении катастрофически недостаёт? А уж о том, что такое хорошо и что такое плохо у большинства людей понятия вообще сместились.
Дети как губка впитывают от нас - взрослых и хорошее и плохое. Если мы научимся всем приведённым выше понятиям, только в этом случае ими будут обладать наши дети.
Аватара пользователя
Александра Стоянова
Проверенный
 
Сообщения: 260
Зарегистрирован: 20 июл 2016, 15:23

Re: Скоро в школу.

Сообщение Шелест Нинель » 14 сен 2016, 10:43

Александра Стоянова писал(а):
И это всё должен знать и уметь семилетний ребёнок??? А не велики ли требования? Моё мнение, что для начала надо бы нас, взрослых этому всему научить, и тогда уже мы, сможем научить этому наших детей. А так с чего бы ребёнку быть толерантным и адекватно реагировать на конструктивные замечания, если большинству из нас толерантности в поведении катастрофически недостаёт? А уж о том, что такое хорошо и что такое плохо у большинства людей понятия вообще сместились.
Дети как губка впитывают от нас - взрослых и хорошее и плохое. Если мы научимся всем приведённым выше понятиям, только в этом случае ими будут обладать наши дети.

У меня сын в том году пошёл в первый класс, и были дети с не очень адекватным поведением- это ещё слабо сказано, их перевели на домашнее обучения. Дети которые пришли не подгатовлиными просто не успевали, программа в школе сейчас очень сложная поэтому без выполнения требований, ребёнок будет отсталым.
Нам дали при приёме в первый класс вот такой список что нужно знать:

-свое имя, фамилию и отчество;
-свой возраст и дату рождения;
-фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
-имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
-свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
-страну, в которой живет, и ее столицу;
-основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
-основные цвета и их оттенки;
-части тела человека;
-предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
-профессии, виды спорта;
-виды наземного, водного, воздушного транспорта;
-известные русские народные сказки;
-великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения."

Вернуть бы советскую систему образования, тогда требований в разы меньше было.
Аватара пользователя
Шелест Нинель
Проверенный
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 18 апр 2016, 17:24

Re: Скоро в школу.

Сообщение Вера_Товкач » 14 сен 2016, 12:48

Александра Стоянова писал(а):
-

И это всё должен знать и уметь семилетний ребёнок??? А не велики ли требования? Моё мнение, что для начала надо бы нас, взрослых этому всему научить, и тогда уже мы, сможем научить этому наших детей. А так с чего бы ребёнку быть толерантным и адекватно реагировать на конструктивные замечания, если большинству из нас толерантности в поведении катастрофически недостаёт? А уж о том, что такое хорошо и что такое плохо у большинства людей понятия вообще сместились.
Дети как губка впитывают от нас - взрослых и хорошее и плохое. Если мы научимся всем приведённым выше понятиям, только в этом случае ими будут обладать наши дети.

Это элементарные навыки и умения с которыми ребёнку будет легче в школе.
Аватара пользователя
Вера_Товкач
Хозяйка блога "Клуб активных родителей дошколят"
 
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 07 сен 2016, 15:14
Откуда: Краснодар

Re: Скоро в школу.

Сообщение Михалыч » 14 сен 2016, 22:17

- Мой папа обещал, если я кончу четверть без троек, купить мне новый айфон!
- Во времена моего детства все было куда проще. Папа обещал, если я кончу четверть хоть с одной тройкой, выпороть меня как сидорову козу.
Аватара пользователя
Михалыч
Проверенный
 
Сообщения: 214
Зарегистрирован: 19 сен 2016, 21:58

След.

Вернуться в Дошкольное воспитание детей

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron