Книжная полка (истории о любимых литературных произведениях)

Мало известные факты об «Евгений Онегине», «Мастере и Маргарите», «Преступлении и наказании» и других великих произведениях. Мнения о любимых литературных сочинениях от участников форума. Расскажите, что Вы думаете об этих и о других творениях классиков и современных авторов
  • Мы в соцсетях

  • Немного рекламы

Re: Книжная полка (истории о любимых литературных произведен

Сообщение Klim Podkova » 18 июн 2016, 21:44

Понедельник начинается в субботу

По рассказу Бориса Стругацкого, в начале 1960-х годов его хорошая знакомая Н. А. Свенцицкая разыграла его, утверждая, что в ленинградском Доме Книги продаётся новая книга Эрнеста Хемингуэя «Понедельник начинается в субботу». Придуманное ею название понравилось Стругацким своей глубокой афористичностью, и впоследствии они использовали его для своей повести.

Известно, что ряд персонажей повести «списаны» авторами с реальных людей, однако Стругацкие избегали раскрывать их имена. Тем не менее, Борис Стругацкий подтвердил следующие соответствия:
- профессор Выбегалло — главным прототипом профессора Выбегалло был Трофим Лысенко, второстепенным — Александр Казанцев, а также один из уборщиков в Пулковской обсерватории;
- Янус Полуэктович Невструев — директор Пулковской обсерватории Александр Александрович Михайлов;
- Фёдор Симеонович Киврин — прототипом этого персонажа был Иван Антонович Ефремов.

В повести регулярно цитируются (впрямую и «раскавыченно») известные литературные произведения. Вот несколько примеров: Названия второй и третьей частей повести — «Суета сует» и «Всяческая суета» — отсылают к Екклесиасту: «Суета суетствий, рече екклесиаст, суета суетствий, всяческая суета». Первая фраза повести «Я приближался к месту моего назначения» является также фразой из повести Пушкина «Капитанская дочка». Такое начало, по воспоминаниям Александра Щербакова, было принято в близкой к Стругацким писательской среде начала 1960-х как знак того, что текст не является вполне серьёзным.

Сцена, в которой голодный Привалов читает описания различных трапез в «книге-перевёртыше», вероятно, является отсылкой к сцене из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина, в которой голодные генералы читают «Московские ведомости». Представление о внешности Джузеппе Бальзамо Саша Привалов почерпнул из повести Алексея Толстого «Граф Калиостро» («…по Толстому, граф был жирен и очень неопрятен на вид…»).

Пародийный образ Мерлина авторы создавали не на основе обширной мифологии классической Артурианы, а оттолкнувшись от сатирического изображения этого персонажа в романе Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». В «Понедельнике…» Мерлин рассказывает «осовремененную» версию того же сюжета об обретении Артуром волшебного меча, что и в романе Твена (в котором этот рассказ также использован как цитата из «Смерти Артура» Томаса Мэлори — кн. 1, часть I, гл. 25).
Аватара пользователя
Klim Podkova
Супермодератор
 
Сообщения: 706
Зарегистрирован: 02 мар 2016, 08:59

Немного рекламы


Re: Книжная полка (истории о любимых литературных произведен

Сообщение Хома Брут » 20 июн 2016, 22:57

Прекрасное произведение, читаю его и перечитываю и каждый раз нахожу в нем что-то новое.
Аватара пользователя
Хома Брут
Проверенный
 
Сообщения: 429
Зарегистрирован: 05 янв 2016, 19:32

Re: Книжная полка (истории о любимых литературных произведен

Сообщение Райтер Фил » 20 июн 2016, 23:04

Это и есть признак талантливого литературного сочинения, имеющего второй, третий глубинный смысл. Почему у можно бесконечно читать Конан Дойля? Ведь разгадка уже известна и рассказ не таит в себе тайны... но нет, читаешь и каждый раз как в первый. Романы Стругацких также можно перечитывать бесконечно, потому что с каждым возрастом находишь в них новые мысли, многие романы через некоторое время читаются совсем по-другому.
Аватара пользователя
Райтер Фил
Проверенный
 
Сообщения: 438
Зарегистрирован: 13 июн 2016, 22:03

Re: Книжная полка (истории о любимых литературных произведен

Сообщение Зимогор » 20 июн 2016, 23:10

Читаю "Понедельник" и печалюсь: нет уже среди нас таких людей - гордых, честных, не гонящихся за деньгами, дорожащих дружбой. Возможно еще есть такие как отдельные личности, но ведь раньше они составляли целую общность, а теперь каждый такой одинок как Христос в пустыне.
Аватара пользователя
Зимогор
Проверенный
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 19 фев 2016, 06:26

Re: Книжная полка (истории о любимых литературных произведен

Сообщение Райтер Фил » 24 июн 2016, 23:23

Мы склонны идеализировать прошлое. Вспомните свою юность, вряд ли вокруг были одни ангелы. Роман - не есть отражение действительности. Стругацкие рисовали то общество, которое хотели бы видеть, но это не значит, что такое общество существовало. Такие люди, честные самоотверженные, бескорыстные становятся лицом эпохи, они двигают ее, а за ними вторым эшелоном идут другие, мало похожие на 18-летних комиссаров.
Сегодняшнее молодое поколение ничуть не лучше и не хуже нас. Они просто другие - что поделать, не только люди делают эпоху, но и эпоха накладывает свой отпечаток на людей. И все же и смелых, и добрых, и отзывчивых среди них не так уж и мало.
Аватара пользователя
Райтер Фил
Проверенный
 
Сообщения: 438
Зарегистрирован: 13 июн 2016, 22:03

Re: Книжная полка (истории о любимых литературных произведен

Сообщение Шарки » 29 июн 2016, 19:47

Что-то я не думаю, что молодежь 60-х сплошь состояла из ученых, работающих в институтах. И в том жн романе показано, что в институте кроме действительно болеющих за науку молодых людей полным-полно лодырей и откровенных мистификаторов. Выбегалло помните? А молодые сотрудники, лишь имитирующие занятие наукой, у которых заростали шерстью уши? Видимо, многовато таких было, если Стругацкие отразили это в своем романе.
Аватара пользователя
Шарки
Проверенный
 
Сообщения: 572
Зарегистрирован: 22 фев 2016, 20:31

Re: Книжная полка (истории о любимых литературных произведен

Сообщение Klim Podkova » 09 июл 2016, 19:17

Как рождаются идеи литературных произведений

01.jpg

1. Писательские курсы

Моррисон была 35-летним профессором в Университет Говарда, когда она вдруг решила просто шутки ради присоединиться к группе начинающих авторов. Скоро стало ясно, что в группе можно остаться, только если работаешь с какой-то идеей, тогда Моррисон решила в порядке эксперимента попробовать написать историю, основанную на воспоминаниях об афроамериканской девочке, с которой писательница училась в школе.

О девочке, которая так мечтала, чтобы ее глаза стали голубого цвета. Спустя время Моррисон настолько вжилась в придуманный сюжет, что стала дорабатывать историю уже отдельно от группы. Спустя пять лет она завершила работу над романом «Самые голубые глаза».

2. Случайная фраза

Однажды Уоллес разговаривал с подругой по колледжу, и та рассказала, как ей хочется побыть книжным персонажем вместо того, чтобы оставаться обычным человеком. Уоллеса почему-то зацепила случайная фраза, и он долго вспоминал эти слова, пытаясь понять, что имела в виду подруга. Он все думал и думал, в чем разница между выдуманными и реально существующими людьми, какую роль в этом разделении играет речь. Результатом раздумий стал роман «Метла Системы», в котором описывается судьба женщины, потерявшей веру в свою реальность.

3. Путешествие

После нескольких лет, проведенных в Париже, Хемингуэй отправился в случайную поездку в Испанию, где вместе с друзьями собирался посмотреть корриду. Вдохновленный новыми впечатлениями, в частности от общения с матадорами, Хемингуэй прямо в пути приступил к работе над новой книгой «И восходит солнце» (Фиеста). Вдохновленный идеей писатель пообещал самому себе писать не меньше 2000 знаков в день. В итоге, менее чем за месяц он написал 14 глав книги, а всего на завершение работы над книгой ушел год.

4. Заметка в газете

Начинающая писательница Джоан, работающая в журнале «Вог» в Нью-Йорке, случайно наткнулась на статью, посвященную ее родной Калифорнии. В маленькой заметке говорилось о мужчине, присужденном к тюремному заключению за убийство рабочего на ферме. Новость вылилась в целую историю, над которой Джоан думала весь день, и в ту же ночь писательница приступила к работе над книгой «Бегущая река».

5. Сны

В 1999 году Стивен Кинг попал в серьезную аварию: его сбил микроавтобус. Под воздействием сильных лекарственных средств Кинг вскоре начал видеть очень яркие сны. Из этих сновидений Кинг запомнил картинку, которая как живая стояла перед глазами: четверо друзей в лесной хижине и еще один парень, который случайно заваливается в домик со словами «Я не очень хорошо себя чувствую». Из этой сцены родилась книга «Ловец снов».

6. Страшилки

18-летняя Мэри Шелли проводила лето со своим возлюбленным Перси в поместье лорда Байрона в Швейцарии. В одну сырую ночь, сидя возле камина, компания принялась рассуждать о воздействии электрического тока на мертвый организм и возможности оживления трупов. Также друзья допоздна развлекались чтением рассказов о привидениях. Неудивительно, что всю ночь Мэри снились кошмары, среди которых ей особенно запомнился образ ужасного монстра под названием Франкенштейн. Утром Мэри принялась записывать родившуюся в воображении сцену оживления чудовища. Так появилась книга «Франкенштейн, или Современный Прометей».

7. Внутренний голос

Летчик Ричард Бах, по его утверждению, как-то услышал неведомый голос, который прошептал ему на ухо название книги: Чайка по имени Джонатан Ливингстон. Баха настолько поразило название, что он тут же попытался сочинить историю по нему. Но через несколько глав вдохновение иссякло. Правда, спустя годы Баху приснился сон о герое его книги, и только тогда писатель понял, как продолжить повесть-притчу, мгновенно прославившую его.

8. Эпиграф к книге

Работающая художником и иллюстратором Одри Ниффенеггер однажды наткнулась на идею необычной книги, читая эпиграф к книге Пристли «Человек и часы»: «Время на часах — это для нас банковский менеджер, налоговый инспектор, полицейский; внутренне время — это для нас жена». Заглавие «Жена путешественника во времени» вдруг родилось словно из ниоткуда. Сначала Одри подумала о графической книге, но вскоре поняла, что не сможет отразить путешествия во времени в иллюстрациях. Тогда она решила написать роман о взаимоотношениях двух влюбленных, разлученных временем.

9. Креативное упражнение

Писатель Риордан вспоминает, что идея серии про Перси Джексона родилась из историй на ночь. Сын Рика очень любил слушать рассказы отца о героях греческой мифологии. Но со временем все мифы были пройдены. Тогда Рик попытался придумать что-то свое. Он вспомнил, что на одном из занятий по греческой мифологии в школе он задал своим ученикам такое творческое задание: создать собственного героя-полубога, сына или дочь любого из известных обитателей Олимпа. Нужно было не просто придумать героя, а сочинить новый миф. Рик Риордан сам задумался над этим упражнением и в результате начал записывать родившийся в его фантазии миф о сыне древнегреческого бога Перси Джексоне.

10. Семейная история

Журналист Пётч на протяжении многих лет активно изучал свою генеалогию. Еще в детстве мать рассказала Оливеру, что он является прямым потомком рода Куизлей, известной династии палачей, в течение нескольких веков (с 16-ого по 19-ый век) служивших в баварском городке Шонгау. Она поведала мальчику множество довольно жестоких историй о жизни палачей в те времена: так, например, палачи считались изгоями, они жили на окраине города и не могли крестить детей.

Эти истории настолько поразили Пётча, что он начал мечтать записать их и поделиться ими со всем миром. Часто мальчик заходил в книжный магазин и представлял, что когда-нибудь на прилавках будут лежать его книги. Повзрослев, Пётч продолжил изучать семейные предания и наконец приступил к воплощению мечты — записал на бумаге истории, основанные на реальных фактах.

11. Шоколад

Роальд Даль признавался, что идею для сказочной повести «Чарли и шоколадная фабрика» нашел еще в детстве. Маленький Роальд Даль, обучавшийся в школе-интернате «Рептон», вместе с другими учениками получал на прздники подарок от шоколадной фабрики Кэдбери. В простой серой коробке лежали двенадцать пронумерованных плиток шоколада, все с разными начинками. Одиннадцать шоколадок были из классических серий фабрики, а двенадцатая служила экспериментальным образцом. Даль говорит, что именно благодаря таким дегустациям стал воспринимать шоколад не как обычную сладость, а как результат сложных лабораторных исследований. С тех пор он начал мечтать о том, как в один прекрасный день откроет кондитерскую и изобретет новый сорт шоколада. Это он и проделал в своей книге.

12. Встреча с ученым

Отдыхая в санатории, писатель Вениамин Каверин познакомился с молодым ученым-генетиком Михаилом Лобашёвым. Лобашёв рассказал Каверину о своем непростом детстве, странной немоте, от которой удалось вылечиться, беспризорничестве, обучении в школе-коммуне и поступлении в университет. Каверин решил, что перед ним готовый сюжет книги, поэтому даже не стал ничего придумывать. Своего нового знакомого Каверин вывел в романе под именем Сани Григорьева.

Пришлось изменить только некоторые детали: «Почти все обстоятельства жизни этого мальчика, потом юноши и взрослого человека сохранены в «Двух капитанах». Но детство его проходило на Средней Волге, школьные годы – в Ташкенте – места, которые я знаю сравнительно плохо. Поэтому я перенёс место действия в свой родной городок, назвав его Энском» — писал Каверин. Следующие пять лет писатель кропотливо собирал материал для книги, изучая нюансы работы летчика, историю завоевателей Крайнего Севера, документы, письма, телеграммы. В итоге, на свет появились «Два капитана».
Аватара пользователя
Klim Podkova
Супермодератор
 
Сообщения: 706
Зарегистрирован: 02 мар 2016, 08:59

Пред.След.

Вернуться в "Литературная беседка" проза, стихи...

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron