ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР
Тайны "параллельных миров" тесно переплетаются с законами времени и пространства. Как вы помните, идя на свидание с Воландом, Маргарита в сопровождении Азазелло оказалась в "нехорошей" квартире № 50: "Первое, что поразило Маргариту, это та тьма, в которую она попала... Но тут вдалеке и вверху замигал огонек какой-то лампадки и начал приближаться... Стали подниматься по каким-то широким ступеням, и Маргарите стало казаться, что конца им не будет. Ее поражало, как в передней обыкновенной московской квартиры может поместиться эта необыкновенная невидимая, но хорошо ощущаемая лестница... Но тут подъем кончился... Маргарита поняла, что она находится в совершенно необъятном зале, да еще с колоннадой, темной и по первому впечатлению бесконечной..."
Далее происходит разговор Маргариты с Коровьевым: "Более всего меня поражает, где все это помещается", — она повела рукой, подчеркивая этим необъятность зала. Коровьев сладко ухмыльнулся, отчего тени шевельнулись в складках у его носа. "Самое несложное из всего, — ответил он. — Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов. Скажу вам более, уважаемая госпожа, до черт знает каких пределов!.."
Именно многомерностью пространства ученые объясняют все мыслимые и немыслимые метаморфозы в нашем воспаленном мозгу, вплоть до "зеленых человечков". В надежде избавиться от этих кошмаров хочется бежать хоть на край света. И здесь к нашим услугам — всемогущие силы природы. Спонтанное перемещение объекта (или живого существа) из одной точки планеты в другую, в научно-фантастической литературе называется телепортацией. История знает много случаев, когда люди, сами того не ведая, каким-то образом неожиданно оказывались в очень отдаленных и незнакомых им местах.
ГРУНЯ УЛЕТЕЛА В ВОРОНЕЖ, А ЛИХОДЕЕВ В ЯЛТУ
Ярче всех у Булгакова перемещается в пространстве — Степан Лиходеев, директор Варьете: "Он заглянул в переднюю и испугано закричал: "Груня! Какой тут кот у нас шляется? Откуда он? И кто-то еще с ним?" "Не беспокойтесь, Степан Богданович, — отозвался голос, но не Грунин, а гостя из спальни, — кот этот мой. Не нервничайте. А Груни нет, я услал ее в Воронеж, на родину..."
Так, Воланд, не мудрствуя лукаво, отправил домработницу в другой город, а через несколько часов — и ее хозяина, только уже к морю, в солнечный город Ялту. И отправил он их не в мягком или плацкартном вагоне, а прямым путем... по воздуху.
Герои Булгакова преподносят сюрпризы на каждом шагу: "Степа повернулся и в зеркале, помещавшимся в передней... отчетливо увидел какого-то страшного субъекта... А тот отразился и тотчас пропал. Степа в тревоге поглубже заглянул в переднюю, и вторично его качнуло, ибо в зеркале прошел здоровенный черный кот и также пропал..." На этом страхи Степы не закончились: "Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию..."
Исследователи аномальных явлений так и называют параллельный нашему мир — Зазеркальем. Так что зеркало в данном случае имеет еще и символический смысл. Правда, из этой "зазеркальной" страны к нам порой наведываются невидимые шалуны-"барабашки", за действиями которых закрепился термин - полтергейст ("игра духов"). В романе это явление проиллюстрировано следующим образом: "Маргарита плечом ударилась о какой-то освещенный диск... Это рассердило Маргариту. Она... концом щетки разбила его вдребезги. Посыпались с грохотом осколки, прохожие шарахнулись, где-то засвистели... Две лампочки разорвало, и во все стороны полетели подвески... В противоположных домах в окнах на освещенном фоне возникали темные силуэты людей, старавшихся понять, почему без всякой причины лопаются стекла в новом здании Драмлита..."
Маргарита преподала урок классического полтергейста. Она даже устроила целый праздник в честь нераспознанной "игры духов".
Мы уже привыкли, что после разговоров о полтергейсте речь сразу же заходит об НЛО. Причем самой "модной" темой являются пришельцы. Не диски, не светящиеся шары, а живые антропоморфные существа. Контакты с ними проходят по-разному. Но самым типичным среди них безусловно считается появление "чего-то" из "ничего". В книге мы можем обнаружить документально оформленные свидетельские показания очевидца, столкнувшегося с подобным явлением: "Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало...
И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке — жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок... Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза. А когда открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез..."
ХОДИЛ НА "ФАУСТА" 41 РАЗ
Известно, что одним из прототипов Воланда стал герой повести А. Куприна "Каждое желание", который под видом "странного посетителя" является к своей "жертве" следующим образом: "Цвет испуганно открыл глаза и быстро присел на кровати... Он извлек из жилетного кармана древние часы с луковицей и посмотрел на них: "Теперь примерно три минуты одиннадцатого..." У Булгакова Воланд является к Степе Лиходееву точно так же: "Степа сел на кровать и вытаращил глаза на неизвестного... Незнакомец дружелюбно усмехнулся, вынул большие золотые часы с алмазным треугольником на крышке... и сказал: "Одиннадцать!" Поразительно, но купринского "Воланда" звали Мефодем Исаевичем Тоффелем, а если сокращенно — МефИсТоффелем.
А вот все, что в романе связано с программой знаменитого бала сатаны, действительно, происходило в Москве. В апреле 1935 года Булгаков с женой присутствовали на приеме, устроенном посольством США для советского правительства, дипломатов и прессы под названием "Весенний фестиваль". Вернувшись домой, Елена Сергеевна описала подробности этого грандиозного праздника в своем дневнике от 23 апреля 1935 года.
ИЗ ДНЕВНИКА ЖЕНЫ МАСТЕРА
Итак, в дневнике: "Я никогда в жизни не видела такого бала. Посол стоял наверху на лестнице, встречая гостей. Все — во фраках... Болен и другой американец спустились к нам на встречу и очень приветливо приняли..."
В романе: "Маргарита была в высоте, и из-под ног ее вниз уходила грандиозная лестница, крытая ковром... Лестница стала заполняться. Теперь уже на каждой ступеньке оказались... фрачники. Маргарита механически поднимала и опускала руку, улыбаясь гостям".
В дневнике: "В зале с колоннами танцуют, с хоров светят прожектора... Ужинали в зале, где стол с блюдами был затянут зеленой материей и освещен изнутри. Масса тюльпанов, роз. Необыкновенное изобилие еды, шампанского..."
В романе: "Духота сменилась прохладой большого зала с колоннами... Невысокая стена тюльпанов выросла перед Маргаритой... В следующей зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз... Били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями".
В дневнике: "За стеной, отделяющей оркестр, живые птицы и фазаны, за отдельными столиками в громадной столовой ужинали медвежата в углу, а козлята, и петухи — в клетках..."
В романе: "Красногрудые зеленохвосные попугаи, цепляясь за лианы, перескакивали по ним и оглушительно кричали: "Я восхищен!" Потом Маргарита видела белых медведей, игравших на гармошках... И пусть меня повесят в тропическом саду на лиане, если на каком-нибудь балу когда-либо играл такой оркестр!" — закричал Кот".
Как видим, вся мистика и фантастика писателя основывалась на реальных фактах. Булгаков писал только с натуры. Ибо он был истинным художником, а точнее — Мастером.