Смертельная гонка капитана Роберта Скотта

Они шли наперекор судьбе. Не боялись рисковать и принимать решения. Они падали и снова поднимались. Они побеждали, а если даже и гибли, то боролись до последней минуты. Кто-то из них попал на страницы энциклопедий, кто-то нет, но каждый прожил жизнь, которая не была под силу больше никому.
  • Мы в соцсетях

  • Немного рекламы

Смертельная гонка капитана Роберта Скотта

Сообщение Klim Podkova » 28 май 2016, 21:48

Изображение

Роберт Скотт никогда не мечтал о путешествиях. Его не манили экзотические тропические страны и уж тем более ледяные поля Антарктиды. Как же так получилось, что он стал полярным путешественником? И почему его имя навсегда связано с открытием Южного полюса, несмотря на то, что он был там всего лишь вторым?

Сын пивовара морской офицер Роберт Скотт

Его дед вырастил и воспитал пятерых сыновей. Четверо из них связали свою судьбу с военной службой и только пятый, отец Роберта, из-за своего слабого здоровья стал пивоваром. Однако Джон Скотт всегда помнил о своих братьях и гордился ими. Так что в том, что сын пивовара Роберт Фолкон Скотт решил стать морским офицером, не было ничего удивительного.

В 1883 году Роберт закончил военно-морское училище в Дартмуте и в звании мичмана начал свою военную карьеру. В 1888 году он - младший лейтенант, в 1889 – лейтенант, но дальше дело застопорилось. Нет для офицера лучшей возможности выделиться, чем война. Из боевых походов смелые и грамотные лейтенанты возвращаются коммандерами, а коммандеры – адмиралами. Но Британия уже несколько лет не воюет, и офицеры флота Ее Величества уже забыли, когда в последний раз слышали грохот корабельных орудий.

Но Роберт не собирается прозябать на лейтенантских должностях долгие годы. К этому его подталкивают не только здоровое честолюбие, но и чисто прозаические причины: семейный пивоваренный бизнес рухнул в 1894 году, отец умер, у него на содержании мать и две незамужние сестры. И Скотт ищет нестандартные пути для карьерного роста.

Начальник британской антарктической экспедиции

В 1887 году судьба свела его с Клементом Маркемом, почетным секретарем Королевского географического общества. Когда в 1899 Роберт вновь встретился с Маркемом (уже президентом КГО) и узнал о подготовке антарктической экспедиции, то сразу предложил свои услуги. Так морской офицер стал полярным исследователем.

Стараниями Маркема Скотт был повышен в звании и назначен начальником экспедиции. В его ведение был передан трехмачтовый барк «Дискавери», построенный специально для экспедиции. 30 июля 1901 года барк покинул Лондонские доки.

Из 49 членов экспедиции только 1(!) имел опыт полярных путешествий. Не стоит этому удивляться. Еще не покорен Северный полюс, корабли не плавают Северным морским путем, полярных исследователей можно сосчитать на пальцах одной руки, и единственной надежной тягловой силой в пеших санных походах все еще считается человек.

Сколько брать с собой продовольствия? Какого именно? Как и на чем готовить пищу? Как разбивать палатки и даже как одеваться – эти и многие другие вопросы дискутируются даже среди признанных полярных авторитетов, таких как норвежец Фритьоф Нансен и русский барон Эдуард Толль (погиб в 1902 году, пытаясь найти Землю Санникова).

Бросок на юг

Основная цель экспедиции – научная. «Дискавери» плывет вдоль ледяной кромки Антарктиды, ученые периодически высаживаются на лед, на берег и проводят исследования растительного и животного мира, собирают геологические образцы. А Скотт с тоской смотрит на юг. Где-то там лежит самая южная точка Земли, где сходятся все меридианы и еще не ступала нога человека. Если Южному полюсу суждено быть покоренным, то первым там должен развиваться британский флаг!

2 ноября 1902 года Скотт, Шеклтон и Уилсон отправились покорять Южный полюс. 11 дней их сопровождала группа поддержки, а с 13 ноября Скотт и товарищи продолжали путь втроем. Собаки, на которых Скотт сделал ставку в тот раз, надежд не оправдали. Никто из троицы не знал, как с ними управляться. Животные не слушались погонщиков, болели, гибли. До конца экспедиции не дожила ни одна.

Уилсон страдал от приступов снежной слепоты, у Шеклтона началась цинга. Пройдя 1/3 расстояния, Скотт принял решение повернуть назад.
3 февраля матросы с «Дискавери» увидели три шатающихся человеческие фигуры, тянущие нарты. То, что Скотт, Шеклтон и Уилсон вернулись живыми, было просто чудо.

Великобритания встретила членов экспедиции с триумфом. Скотт был повышен в звании и должности. Его принял король Эдуард VII. Научный успех экспедиции несомненен: в Королевское географическое общество были представлены 12 увесистых томов, содержащие результаты 3 лет научных исследований. И все же, Скотт был недоволен: его цель, его мечта - Южный полюс так и не дался ему в руки.

Южное притяжение

Прошло несколько лет и Скотт задумывается о второй экспедиции к Южному полюсу. Но ни правительство, ни Королевское географическое общество не высказывают желания спонсировать опасное мероприятие. И тогда Скотт кидает по стране клич «Во славу Британии!» и объявляет сбор средств. Главная цель экспедиции – покорение полюса и поднятие престижа страны. Инициативу поддерживают уже ушедший в отставку Маркем и писатель Конан Дойль. Поступают взносы по 5, 10 фунтов. Скотт вкладывает все личные сбережения. И все равно денег не хватает. А между тем, Южный полюс манит не только Роберта.

В 1908 году Шеклтон (участник «броска на юг 1902 года») организует свою экспедицию и пытается достичь полюса. Он повернул назад, не дойдя всего 179 км. В 1909 году пал Северный полюс, покоритель Роберт Пири заявляет, что его следующая цель – южная макушка Земли. Готовятся экспедиции во Франции, Германии, Японии, Бельгии, США и Австралии. Скотт понимает, что надо спешить.

Экспедиция «Терра Нова»

15 июля 1910 года барк «Терра Нова» вышел из Кардиффа. Из более чем 8 тысяч претендентов отобраны 65, из них 12 – ученые и специалисты из самых разных областей. В списках технического персонала 2 иностранца (русские): конюх Омельченко и каюр Гирев. Согласно плану после зимовки (апрель-октябрь) в ноябре 1911 года группа во главе со Скоттом пойдет на штурм полюса. В случае неудачи через год будет предпринята вторая попытка.

Разочаровавшись в собаках, в этот раз Скотт делает ставку на мотосани и низкорослых маньчжурских лошадей. На тот момент никто не считал такое решение безрассудным. На лошадей полагались многие полярные путешественники: Джексон (британская арктическая экспедиция 1894-1897г.), Шеклтон (поход к южному полюсу 1908г.) Поэтому на борту «Терра Новы» 3 мотосаней и 19 маньчжурских пони.

12 октября 1910 года в Мельбурне Скотт получил телеграмму от Амундсена: корабль со знаменитым путешественником следует не в Арктику, как сообщалось им для газет, а в Антарктиду. Норвежец до последнего момента хранил в тайне истинную цель подготавливаемой им экспедиции. Прочитав телеграмму, Скотт понял, что никакой второй попытки у него не будет.

Полярная гонка

1 ноября 1911 года группа покинула базовый лагерь и пошла направлением строго на юг, создавая по пути продуктовые склады. В пути ломаются сани, гибнут лошади. Груженые сани тянут люди. 1 января вспомогательная группа повернула назад, к полюсу пошли Скотт, Уилсон, Отс, Эванс и Бауэрс. По их расчетам, впереди у них 10, от силы 12 дней пути. Настроение у всех приподнятое и только Скотта грызет тревога: где-то совсем рядом параллельным маршрутом к полюсу идет Амундсен. Кто будет первым?

15 января, а экспедиция все еще в пути. За день удается пройти не более 15 км. В своем дневнике Скотт сравнивает условия похода с каторгой. 16 января путники увидели на горизонте черную точку. Это был флаг, прикрепленный к полозу саней. Здесь была стоянка Амундсена перед его последним рывком к полюсу. Страшный удар для англичан: нечеловеческое напряжение последних дней оказалось напрасным, норвежцы их опередили.

17 января англичане достигли полюса, где нашли палатку Амундсена с установленным норвежским флагом. Амундсен с товарищами были здесь более месяца назад. У всех горько на душе, но в дневниках нет ни одного слова осуждения: состязание было честным, они его проиграли.

Путь назад без возвращения

Обратный путь был страшным. Путники еле дотягивали от одного склада до другого. Они страдали от голода и физического истощения. Эванс провалился в трещину, повредил руки и получил сильное сотрясение мозга. Уилсон растянул связки на ноге. Все обморожены. К физическим страданиям добавились моральные: мир чествует победителей, но беспощаден к проигравшим. 17 февраля умер Эванс. У отморозившего ноги Лоуренса Отса началась гангрена. Он с трудом переставляет ноги. В день отряд проходил уже не больше 10-12 км.

Понимая, что превратился в обузу, Лоуренс неоднократно предлагает оставить его, но никто на это не соглашается. 16 марта Отс проснулся первым. Со словами «Пойду пройдусь. Вероятно, вернусь не скоро» он, шатаясь, вышел из палатки и ушел в метель.
21 марта Скотта с товарищами остановил сильный буран. До склада «Одна тонна» оставалось 11 миль, но пройти их не было никакой возможности. Англичане лежали в палатке и медленно умирали.

29-го Роберт сделал последнюю запись в дневнике и написал прощальное письмо Кэтлин Скотт. На конверте умирающий путешественник вывел «моей жене». Затем зачеркнул «жене» и надписал «вдове». Вечером он умер.

Оставшиеся в Антарктиде навсегда

Роберт Скотт и его погибшие товарищи стали в Великобритании национальными героями. В течение 10 лет после трагедии в их честь были установлены более 30 памятников и мемориалов. Но искать могилы Скотта, Уилсона и Бауэрса в Великобритании бесполезно. Хотя поисковая партия нашла в ноябре 1912 года последнюю стоянку группы, по общему решению найденные тела оставили на месте. Последняя стоянка стала их могилой, полог палатки – погребальным саваном.

В память о погибших на «Терра Нова» сделали из красного дерева большой крест. Его установили на холме Обсервер, где располагалась первая база Скотта. На кресте имена, а ниже эпитафия: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Клим Подкова
Аватара пользователя
Klim Podkova
Супермодератор
 
Сообщения: 706
Зарегистрирован: 02 мар 2016, 08:59

Немного рекламы


Re: Смертельная гонка капитана Роберта Скотта

Сообщение Хома Брут » 31 май 2016, 00:41

Роберта Скотта сделал знаменитым его смерть. Кто бы слышал о нем, вернись он живым?
Аватара пользователя
Хома Брут
Проверенный
 
Сообщения: 429
Зарегистрирован: 05 янв 2016, 19:32

Re: Смертельная гонка капитана Роберта Скотта

Сообщение Шарки » 31 май 2016, 00:46

Капитан Скотт был велик в своей смерти. Если бы он напился, упал с припая и утонул - остался бы он в нашей памяти? Нет. Он ведь погиб потому, что поставил цель - достигнуть Южного полюса и рискнул ради этого своей жизнью. Он мог повернуть на середине пути, остаться в живых - в этом случае мы тоже не знали бы о нем.
Аватара пользователя
Шарки
Проверенный
 
Сообщения: 572
Зарегистрирован: 22 фев 2016, 20:31

Re: Смертельная гонка капитана Роберта Скотта

Сообщение Хома Брут » 31 май 2016, 00:49

Если подумать - вот ради чего он рисковал, ради чего погиб - только для того, чтобы дойти до определенной точки на карте, до места, где нет ничего, кроме снега и холода - ничего.
Аватара пользователя
Хома Брут
Проверенный
 
Сообщения: 429
Зарегистрирован: 05 янв 2016, 19:32

Re: Смертельная гонка капитана Роберта Скотта

Сообщение Виктор Крок » 03 июн 2016, 23:10

Всегда были есть и будут люди, стремящиеся заглянуть за горизонт, узнать, а что там, за поворотом? Благодаря им человечество раздвинуло границы мира. Кого-то тянула в дорогу жажда познания, кого-то тщеславие - стать первым, оставить свое имя на карте, а некоторых - желание проверить себя на прочность, преодолеть свои страхи, поставить себе казалось бы непреодолимый рубеж, но преодолеть его. А некоторые и сами не могли ничего объяснить. Альпинист Джордж Мэллори на вопрос "Почему Вы идете на Эверест?" ответил: "Потому, что он есть".
Аватара пользователя
Виктор Крок
Проверенный
 
Сообщения: 430
Зарегистрирован: 01 янв 2016, 18:46

Re: Смертельная гонка капитана Роберта Скотта

Сообщение Денис МЫшкин » 30 июл 2016, 11:12

Достоин целому расскажу, на подобии тех что писал Джек Лондон. Или фильм бы хотя бы сняли...

кстати, название, смертельная гонка уже занято:)

Изображение
"Неужели в самом деле можно быть несчастным? О, что такое мое горе и моя беда, если я в силах быть счастливым? ... Говорить с человеком и не быть счастливым, что любишь его!"
Аватара пользователя
Денис МЫшкин
Хозяин форума "Телу Время!"
 
Сообщения: 174
Зарегистрирован: 10 июл 2016, 23:45

Re: Смертельная гонка капитана Роберта Скотта

Сообщение Klim Podkova » 06 авг 2016, 21:25

кстати, название, смертельная гонка уже занято:)

Что делать, название уж больно привлекательное, да и авторы "Смертельных гонок" свое название не сами придумали, впрочем, они не только название, но весь сюжет позаимствовали.Раньше это называлось воровство, а теперь ремейк. ;)
Аватара пользователя
Klim Podkova
Супермодератор
 
Сообщения: 706
Зарегистрирован: 02 мар 2016, 08:59

След.

Вернуться в Люди Уникальной Судьбы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron