Валентина Гризодубова. Любимая летчица товарища Сталина

Они шли наперекор судьбе. Не боялись рисковать и принимать решения. Они падали и снова поднимались. Они побеждали, а если даже и гибли, то боролись до последней минуты. Кто-то из них попал на страницы энциклопедий, кто-то нет, но каждый прожил жизнь, которая не была под силу больше никому.
  • Мы в соцсетях

  • Немного рекламы

Валентина Гризодубова. Любимая летчица товарища Сталина

Сообщение Klim Podkova » 14 май 2016, 22:23

204.jpg

Первый полет – в 2,5 года!

Валентина Степановна Гризодубова родилась в Харькове в 1910 году. Ее отец, талантливый самоучка, одержимый страстью к небу, купил в синематографе несколько кадров из фильма о братьях Райт и на их основе начал строить копию аэроплана американцев. Трудно представить, как строились отношения в семье, глава которой все заработанные деньги тратил на постройку «летающей этажерки». Удивительно, но жена всецело поддерживала мужа в его увлечении. В 1912 году третий (!) аппарат, построенный Степаном Гризодубовым, полетел. С самого раннего детства Валя слышала: «мотор», «фюзеляж», «шасси», «консоль». Когда ей было 2,5 года отец, привязав дочку к себе ремнями, вместе с ней взлетел в воздух на своем аппарате. Так маленькая Валя впервые «коснулась неба».

Летчик Гризодубова

Шло время. Валя Гризодубова окончила школу и училище по классу рояля. Подала документы в Харьковский технологический институт, одновременно в консерваторию – и становится студенткой сразу двух высших заведений. Валентина могла стать инженером, могла стать музыкантом, но она стала пилотом.

В 1928 году в Харькове создается аэроклуб. Вся молодежь столицы Украины стремится попасть в первый набор. Берут лучших из лучших - и только парней. Валентина пробилась на прием к Орджоникидзе и при его содействии добивается зачисления в первую группу. Годичный курс она проходит за три месяца. Как одного из лучших авиаторов ее направляют Тульскую летно-спортивную школу и далее – в Первую пензенскую авиашколу летчиков-инструкторов. С 1930 года Гризодубова – летчик-инструктор, и уже сама «ставит на крыло» будущих сталинских соколов.

С 1934 года Гризодубова – летчик агитэскадрильи. Под крылом ее самолета проплывают Украина, Белоруссия, Башкирия, Киргизия, Закавказье, Памир, Кабардино-Балкария. Фергана. Вы только представьте себе эффект от появления в заштатном городке, поселке, деревне, ауле (где и паровоза-то не видели!) самолета! Да еще управляемого девушкой! Ну кого тут еще надо агитировать за Советскую Власть?

Год рекордов

Но Гризодубова стремится не просто летать, а летать быстрее всех, выше всех, дальше всех. В 1937 году она решила, что уже «созрела» для того, чтобы ставить рекорды. Пересаживаясь на различные типы самолетов, она в течение одного 1937 года ставит 5 мировых рекордов по высоте, скорости и дальности полета, намного перекрывая предыдущие. (Перелет Москва – Актюбинск: 1443 км по прямой, предыдущий рекорд – 800 км.) Но главный рекорд еще впереди.

Весной 1938 года отважная французская летчица Дюпейрон без посадки пролетела 4360 км. Услышав об этом рекорде, Гризодубова решила: «Побью!»

Легендарный перелет

24 сентября 1938 года со Щелковского аэродрома взлетел двухмоторный АНТ-37 с гордым именем «Родина». Командир экипажа – Гризодубова, второй пилот – Осипенко, штурман – Раскова. Конечный пункт – Дальний Восток, Хабаровск. Цель – установление мирового рекорда дальности беспосадочного перелета.

Первые 10 часов прошли без происшествий. Над Сибирью самолет попал в зону сплошных облаков, начал обледеневать. Температура в АНТе, не имевшем отопления, упала до -35 градусов. Покрывшаяся льдом и сосульками радиостанция вышла из строя. Самолет оглох и ослеп. Экипаж вел машину по солнцам и звездам. Через 22 часа полета летчицы увидели берег Охотского моря. Гризодубова развернула самолет и взяла курс на Комсомольск-на-Амуре, до которого было еще 5 часов лета. Но уже через 4 тревожно замигала красная лампочка, сигнализируя, что топлива осталось на 30 минут. Ясно, что садиться придется в тайге, «на брюхо». Валентина приказывает Расковой покинуть самолет: кабина штурмана находится в носовой части, которая примет на себя первый и самый сильный удар при посадке. Раскова выбросилась с парашютом. (Только через 10 дней блуждания по тайге, 5 октября она выйдет к месту посадки самолета.) Вопреки опасениям, Гризодубова умудрилась мастерски посадить самолет на высохшее болото, только чуть погнув лопасти винтов. (Впоследствии АНТ эвакуировали, и он еще несколько лет летал на внутренних авиалиниях)

Как только истекло расчетное время полета, летчиц начали искать. Искали самолет от Читы до Сахалина, и нашли только 3 октября, а 27-го Гризодубова, Осипенко и Раскова были в Москве. За 26 часов и 29 минут ведомый женским экипажем АНТ пролетел 6450 км (5947 по прямой), перекрыв рекорд француженки более чем на 1500 км. 2 ноября 1938 года Гризодубова, Осипенко и Раскова стали первыми женщинами-Героями Советского Союза. Валентине вручили Золотую Звезду под №104.

Командир авиаполка Гризодубова

Рапорт с просьбой направить ее на фронт начальник Управления международных авиалиний ГВФ В.С.Гризодубова подала 22 июня. Но попала на фронт Валентина только в апреле 1942 года. Огромные людские и материальные потери заставляли изыскивать любые средства для борьбы с врагом. В начале 1942 года командование ВВС приняло решение переоборудовать и использовать в качестве бомбардировщика дальней авиации пассажирский самолет ПС-81. Был сформирован 101-й авиаполк, командир – подполковник Гризодубова, личный состав – из летчиков гражданской авиации.

Когда гражданские пилоты увидели Ли-2 (переоборудованный ПС-81), среди них пошли тревожные разговоры: «ПС-81 – отличный гражданский самолет, но подходит ли он для военного использования? Сможет ли он подняться с грузом бомб на недосягаемую для орудий ПВО высоту, совершить противозенитный маневр, уйти от истребителя? Не станут ли летчики и ЛИ-2 легкой добычей для врага?» Валентина собрала пилотов и предложила высказываться на чистоту. Когда закончил последний, на нее устремились десятки глаз: какие контраргументы найдет командир полка? Что она могла сказать? Повторить, что идет война? Что Родина в беде? Что других самолетов все равно не будет? «Я полечу первая », - сказала Гризодубова.

Вместе с тем Валентина понимала, что личного примера мало. Совместно с другими летчиками разрабатывается особая воздушная тактика пересечения линии фронта, бомбометания, ухода от огня зенитной артиллерии, ведения боя с преследующим бомбардировщик истребителем. Не безудержная смелость, чреватая потерями, а точный расчет должен лежать в основе действий летчиков полка.

Партизанская медаль


В сентябре 1942 года 101-й авиационный полк передан в распоряжение Центрального штаба партизанского движения. Начались бесчисленные ночные полеты вглубь захваченной немцами территории. Туда – оружие, взрывчатка, инструкторы-подрывники, обратно – раненые, дети и бесчисленные просьбы прилетать как можно чаще. Что такое для партизан прилет самолета с Большой земли? Это не только материальная поддержка, это символ единения с Родиной. За десятки километров приходили люди, чтобы только увидеть советский самолет. Не случайно партизанские командиры просят доставлять журналы, газеты, листовки.

Благодарность Гризодубовой неоднократно высказывали Ковпак, Федоров, Сабуров. По ходатайству партизан командир 101-го авиаполка Гризодубова была награждена медалью «Партизану Отечественной войны I степени». Следует отметить, что Валентина была «летающим» комполка: на ее счету более 200 боевых вылетов (из них 132 – ночные) на бомбардировку и в партизанские края. И свою партизанскую медаль Гризодубова получала не в штабе, а в лесу, на партизанской базе под Житомиром из рук Сабурова.

Гитлеровцам было известно имя Гризодубовой. Зная, что она часто вылетает на боевые задания, они назначили награду за ее голову, надеясь, что какой-нибудь ас люфтваффе или нелепый случай подстерегут «грозную фрау». Но небеса хранили Валентину, она продолжала летать.

Закрытый НИИ-17

В мае 1945 полковник Гризодубова уволилась из армии, заявив, что с окончанием войны окончилась и ее военная служба. С 1946 года ее имя уходит в тень. Мало кто знал, что прославленная летчица, командир авиаполка стала заместителем закрытого НИИ-17, разрабатывающего радиолокационное оборудование. С 1963 года она – начальник летно-испытательного центра института, с 1972 года – зам. начальника НИИ приборостроения по летной части. Имя Гризодубовой становится «закрытым» и только Золотая Звезда Героя Социалистического Труда (1986 год) дает нам робкий намек на ее вклад в создание радиолокационных комплексов авиационного и наземного базирования.

Защитница угнетенных

Наверное, некоторые зададутся вопросом: «А как же уживалась Валентина Гризодубова со страшным сталинским режимом?» Нет, не была бездумным винтиком государственного механизма, многое видела, многое знала и не стремилась от всего этого оградиться. Будучи депутатом Верховного Совета первого созыва (1937 – 1946), Гризодубова неоднократно использовала свое имя, чтобы помочь попавшим под каток репрессий. Ее помощница Виноградова просто обмирала от страха, отправляя в разные инстанции письма и запросы, подписанные Гризодубовой: «Валентина Степановна! Ведь арестуют!»

Неоднократно Валентина обращалась за помощью к Буденному, Ворошилову, Молотову. Ходила в высокие инстанции, вызывая своими просьбами-требованиями ужас у отдельных чиновников: «Вам-то хорошо! Вы – известная личность, Вас не тронут, а мне-то каково?» Но мы знаем, что ни высокое звание Героя Советского Союза, ни известное имя, не были «охранной грамотой». Когда арестовали летчика ее полка, Гризодубова явилась к Берии и заявила: «Пока не увижу в окно, как он садится в мою машину – из кабинета не выйду!» Узнав, что вывезенных от партизан сбитых летчиков допрашивают, заявила грозному наркому: «Если хоть одного арестуют – лично отвезу всех обратно к партизанам!»

Конечно, возможности ее были не безграничны, но это она совместно с другим летчиком-героем Громовым вытащили Королева из лагеря и перевели его в «шарашку» к Туполеву. Да, это была не свобода, но это была спасенная жизнь и возможность работать. Только с 1948 по 1951 год она приняла участие в судьбе 4767 человек. Может именно поэтому и была она депутатом только один срок – слишком много беспокойства доставляла.

Человек с большой буквы

Гризодубова дожила до перестроечных лет и увидела развал державы, которой так долго и верно служила. Она порывалась подать голос в защиту великой страны, но радио, ТВ, страницы центральных газет были для нее закрыты: мнение знаменитой летчицы, гордости СССР о Горбачеве, Ельцине явно не соответствовало демократическим канонам. Гризодубова никогда не отзывалась плохо о Сталине, но очень не любила Берию.
Умерла Валентина Степановна 28.04.1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище. Если вас судьба занесет на Новодевичье – постойте несколько минут у ее могилы, отдайте должное отважной летчице, боевому офицеру – Человеку с большой буквы.

Klim Podkova
Аватара пользователя
Klim Podkova
Супермодератор
 
Сообщения: 706
Зарегистрирован: 02 мар 2016, 08:59

Немного рекламы


Re: Валентина Гризодубова. Любимая летчица товарища Сталина

Сообщение MishaMa » 17 май 2016, 00:30

Вот действительно Человек с большой буквы. И такое могло быть только в Советской стране. Разве не так?
Аватара пользователя
MishaMa
Новичок
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 29 авг 2015, 03:51

Re: Валентина Гризодубова. Любимая летчица товарища Сталина

Сообщение Виктор Крок » 20 май 2016, 00:25

Хотелось бы обратит внимание, что Сталин умел обращать поражения в победу. "Легендарный перелет" был без сомнения подвигом, закончился полет аварией. Сегодня все газеты издевались бы над организаторами перелета, летчиков подвергли бы остракизму. А Сталин дал всем участницам Золотые Звезды Героев. Экспедиция "Челюскина" была по сути провалена: задание не выполнено, корабль погиб. А челюскинцы вернулись домой с триумфом. И это правильно. Сталин понимал, что народ нужно воспитывать на победах, а не на поражениях. В этом нынешним руководителям страны еще учиться, учиться и учиться.
Аватара пользователя
Виктор Крок
Проверенный
 
Сообщения: 430
Зарегистрирован: 01 янв 2016, 18:46

Re: Валентина Гризодубова. Любимая летчица товарища Сталина

Сообщение Райтер Фил » 13 авг 2016, 22:22

Как пример можно вспомнить Перл-Харбор. Ведь по сути, это был провал, которым нужно стыдиться, о котором нужно забыть и не вспоминать, а если и вспоминать, то каждый раз посыпая голову пеплом: выведен был из строя флот и при том абсолютно бездарно, американские ПВО его просто прошляпили. А как американцы преподносят это: не как позор, а как трагедию. И не оплевывают сами себя и своих генералов. Смотрите и учитесь!
Аватара пользователя
Райтер Фил
Проверенный
 
Сообщения: 438
Зарегистрирован: 13 июн 2016, 22:03

Re: Валентина Гризодубова. Любимая летчица товарища Сталина

Сообщение Шарки » 13 авг 2016, 22:27

Читаю о ее судьбе и понимаю, что только советская власть могла дать ей возможность подняться так высоко - и в небо и в смысле социальной лестницы. И она была не одна. Для многих Советская власть стала тем трамплином, который подбросил их в верх, подарил мечту и дал ей осуществиться. Нет, не зря люди сражались за то государство, не все в нем было так безнадежно плохо.
Аватара пользователя
Шарки
Проверенный
 
Сообщения: 572
Зарегистрирован: 22 фев 2016, 20:31

Re: Валентина Гризодубова. Любимая летчица товарища Сталина

Сообщение Зимогор » 13 авг 2016, 22:31

Прошло время. и первоначальная мечта исказилась. Некогда посаженное молодое деревце заболело, захирело,начало расти вкривь и вкось. И уже все меньше было людей, верящих в идею коммунизма, а все больше недовольных. Это судьба многих государств, если не всех Это неизбежно. Спасение - в ломке и очищении. А кто не смог вовремя очиститься - тот погиб.
Аватара пользователя
Зимогор
Проверенный
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 19 фев 2016, 06:26

Re: Валентина Гризодубова. Любимая летчица товарища Сталина

Сообщение renece11 » 14 авг 2016, 20:06

Шарки писал(а):Читаю о ее судьбе и понимаю, что только советская власть могла дать ей возможность подняться так высоко - и в небо и в смысле социальной лестницы. И она была не одна. Для многих Советская власть стала тем трамплином, который подбросил их в верх, подарил мечту и дал ей осуществиться. Нет, не зря люди сражались за то государство, не все в нем было так безнадежно плохо.

Советская Власть подарила многим не столько возможность высоко подняться, сколько иллюзию, что это возможно для любого гражданина страны. Такие как Гризодубова и Чкалов были маяками, на который шли тысячи и тысячи людей. Но не всем было дано подняться.
Аватара пользователя
renece11
Проверенный
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 05 фев 2016, 07:34

След.

Вернуться в Люди Уникальной Судьбы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1