Сочиняем диалоги

  • Немного рекламы

Сочиняем диалоги

Сообщение Klim Podkova » 10 ноя 2016, 00:33

Часть 1

1. Затянутость и отсутствие смысловой нагрузки.

Зачастую начинающие авторы в погоне за реалистичностью упускают из вида весьма простое правило: любой элемент текста должен нести смысловую нагрузку. В результате мы наблюдаем в их диалогах огромные бессмысленные куски:
Например:
— Привет, Костик!
— Здорово!
— Как дела?
— Да нормально вроде. У самого-то как?
— Да потихоньку. Где пропадал?
— Сессию сдавал. Полный завал был.

Диалог сильно затянут и переминается на одном месте, не выдавая нам информации, важной для восприятия сюжета (если, конечно, данный рассказ не повествует о том, как ребята сдавали сессию). Однако никто не станет отрицать, что подобный разговор вполне возможен в реальной жизни.
Сюда же можно отнести длинные диалоги из коротких, зачастую односложных предложений.
Например:
— Привет!
— Привет!
— Что делаешь?
— Посуду мою.
— Ну и как?
— Получается.
Разумеется, читатель сразу чувствует, что чего-то здесь явно не хватает. Да и содержательная нагрузка подобных переговоров оставляет большие вопросы.

2. Диалоги не соответствуют ситуации.

Этот пункт прекрасно иллюстрирует классический киношный штамп, когда главный антагонист уже поверг главного героя и перед тем, как изрубить его на мелкие кусочки, затягивает продолжительную тираду о своем могуществе и о том, как посмел этот ничтожный человечишка посягнуть на его владения.
Например: Преодолев последний лестничный пролет, Иван ворвался в горящую квартиру. Жар и едкий дым ударили ему в лицо. Закрыв рот платком, пригибаясь от летящих с потолка искр, он стал медленно продвигаться вглубь квартиры. Огонь уже вовсю поедал дверные косяки и мебель, шторы на окнах давно сгорели, а линолеум на полу почернел и вздулся. Заглянув в спальню, парень сквозь дым разглядел в углу нечто темное – прижав к груди ребенка, там сидела женщина.

— Сударыня, не беспокойтесь! Спасение погорельцев – мой конек! – выпалил Иван, подскакивая к несчастным.
— Я знала, что вы придете! – с благодарностью кивнула женщина. – Полагаю, нам надо спешить.
— Целиком поддерживаю ваше мнение. Прошу за мной.

3. Наличие в диалогах несвойственных для прямой речи конструкций.


Например:
— И как, доложите мне, все это случилось?
— Проснувшись, я быстро оделся и, оставив завтрак остывать на столе, стремглав вылетел из квартиры. Наручные часы показывали без пятнадцати восемь. Перелетая через три ступеньки, я преодолел лестничный спуск и оказался на улице. Погода шептала, но я не обращал на нее никакого внимания – торопился на занятия. К великому сожалению, трамвая, на котором обычно я добираюсь до школы, сегодня не было непростительно долго. Именно это и стало истинной причиной моего опоздания.
— Признаться, ваши объяснения, дорогой мой Петр, не выглядят для меня уважительно. На вашем месте я, ей-богу, придумала бы что-нибудь более правдоподобное!

Участники данного разговора весьма витиевато строят предложения. В диалогах и прямой речи нужно очень аккуратно использовать причастные и деепричастные обороты, а также сложные и длинные предложения. Естественно, это не аксиома – некоторые персонажи намеренно могут выражаться очень красноречиво, но это ни в коем случае не должно становиться обыденным для всех героев.
Аватара пользователя
Klim Podkova
Супермодератор
 
Сообщения: 696
Зарегистрирован: 02 мар 2016, 08:59

Немного рекламы


Re: Сочиняем диалоги

Сообщение Райтер Фил » 11 ноя 2016, 00:44

Дюма, которому платили за строчки, специально для заработка в "Трех мушкетерах" ввл персонажа Гримо- слугу одного из главных героев. Гримо на все вопросы отвечал "да" или "нет", доводя издателей (покупателей романа) до белого каления. Впоследствии гонорары Дюма отвязали от количества строчек и Гримо стал более разговорчивым. Так что не всегда бессмысленные диалоги в произведениях - свидетельство безграмотности автора. Может он просто давно нормально не ел.
Аватара пользователя
Райтер Фил
Проверенный
 
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 13 июн 2016, 22:03

Re: Сочиняем диалоги

Сообщение Михалыч » 11 ноя 2016, 00:48

классический киношный штамп, когда главный антагонист уже поверг главного героя и перед тем, как изрубить его на мелкие кусочки, затягивает продолжительную тираду о своем могуществе и о том, как посмел этот ничтожный человечишка посягнуть на его владения.

И как правило это всегда кончается для злодея трагически. Пока антигерой изливает душу, герой собирается с силами, нащупывает пистолет и всаживает во врага всю обойму. Простреленный насквозь негодяй хватается за бок, с удивлением смотрит на окровавленную руку а затем падает замертво. Да, он проиграл, но зато перед смертью выговорился.
Аватара пользователя
Михалыч
Проверенный
 
Сообщения: 214
Зарегистрирован: 19 сен 2016, 21:58

Re: Сочиняем диалоги

Сообщение Klim Podkova » 17 ноя 2016, 23:01

Часть 2

4. Проколы в атрибуции.

Могут принимать самые разнообразные формы. Самая простейшая сводится к постоянному упоминанию глагола «сказать» и его синонимов.
Например:
— Эй! – сказал он. – Что ты тут делаешь?
— Не твое дело, — сказала она и быстро отвернулась.
— Так! А вот об этом не тебе судить, дорогуша, — сказал он. – Я сам разберусь, какие вопросы меня касаются, а какие – нет!
А ведь почти в любой реплике можно опустить это пресловутое «сказал», отчего содержание ни в коей мере не пострадает. А вот вам еще один вариант:

Например:
— Эй! – проскрежетал он. – Что ты тут делаешь?
— Не твое дело, — огрызнулась она и быстро отвернулась.
— Так! А вот об этом не тебе судить, дорогуша, — выпалил он, багровея. – Я сам разберусь, какие вопросы меня касаются, а какие – нет!
Тут автор представляет нашему вниманию пьесу, разыгранную плохими актерами. Безусловно, иногда в качестве атрибута можно взять один из таких «эмоциональных» глаголов, но вот вставлять их при любом удобном случае – простите, моветон.

5. Излишняя персонализация речи.

Пытаясь наделить каждого из участников разговора собственной манерой речи, автор переходит ту грань, когда читабельность текста приносится в жертву реалистичности.
Например:
— Ну, Григорич, рассказывай давай, как вы там это… вчерася-то?
— А что рассказывать? Как водится, да… Сам понимаешь. Петька – так ты его знаешь – он, как примет, сразу сам не свой делается, лезет морды бить, ага.
— Так и да…
Возможно, для изображения колоритных второстепенных ролей, подобный прием и хорош, однако представьте, каково читать подобные диалоги на протяжении нескольких сотен страниц. Так что наделять главных действующих лиц дефектами речи крайне не рекомендуется.
В эту же категорию недочетов можно отнести и чрезмерное количество сленга или крепких выражений, допускаемых в разговоре персонажами. Большое количество обсценной лексики с легкостью отвадит от вашего творения почти всех читателей.

6. Пересказ уже известных героям фактов.

Весьма известный трюк, при помощи которого начинающие литераторы пытаются ввести читателей в курс происходящих событий. И все бы хорошо, если бы сами персонажи в своих диалогах не озвучивали уже заранее известные им факты.
Например:
— Как дела, Степаныч? Чего такой хмурый?!
— Ох уж эта советская власть, Петька! Слова не скажешь на людях – кругом одни чекисты; сам ведь знаешь, мнение свое теперь можно только вечером на кухне высказать.
Чтобы не получилось таких абсурдных моментов, следует четко понимать ситуацию: для героя логично делиться именно той информацией, которая неизвестна его собеседнику. Иначе зачем лишний раз озвучивать то, что и так все прекрасно знают.
Аватара пользователя
Klim Podkova
Супермодератор
 
Сообщения: 696
Зарегистрирован: 02 мар 2016, 08:59

Re: Сочиняем диалоги

Сообщение Фома Хаецкий » 18 ноя 2016, 21:52

Диалоги не соответствуют ситуации.
Например: Преодолев последний лестничный пролет, Иван ворвался в горящую квартиру. Жар и едкий дым ударили ему в лицо. Закрыв рот платком, пригибаясь от летящих с потолка искр, он стал медленно продвигаться вглубь квартиры. Огонь уже вовсю поедал дверные косяки и мебель, шторы на окнах давно сгорели, а линолеум на полу почернел и вздулся. Заглянув в спальню, парень сквозь дым разглядел в углу нечто темное – прижав к груди ребенка, там сидела женщина.

— Сударыня, не беспокойтесь! Спасение погорельцев – мой конек! – выпалил Иван, подскакивая к несчастным.
— Я знала, что вы придете! – с благодарностью кивнула женщина. – Полагаю, нам надо спешить.
— Целиком поддерживаю ваше мнение. Прошу за мной.

Или еще:

Аватара пользователя
Фома Хаецкий
Проверенный
 
Сообщения: 635
Зарегистрирован: 16 янв 2016, 01:42

Re: Сочиняем диалоги

Сообщение Шарки » 18 ноя 2016, 21:59

Излишняя персонализация речи.
В эту же категорию недочетов можно отнести и чрезмерное количество сленга или крепких выражений, допускаемых в разговоре персонажами.

Однако когда слесаряв ходе замены канализационной трубы начинают выражаться высоким штилем, обсуждать философию Канта и делиться впечатлениями от последнего концерта Рахманинова... это еще похлеще выглядит.
Аватара пользователя
Шарки
Проверенный
 
Сообщения: 562
Зарегистрирован: 22 фев 2016, 20:31

Re: Сочиняем диалоги

Сообщение Евдокия » 18 ноя 2016, 22:02

Шарки писал(а):
Однако когда слесаряв ходе замены канализационной трубы начинают выражаться высоким штилем, обсуждать философию Канта и делиться впечатлениями от последнего концерта Рахманинова... это еще похлеще выглядит.

Вы считаете, что рабочие-вдопроводчики - тупае безмоглые примитивы? Ошибаетесь, среди них тоже есть очень грамотные образованные люди, куда более интеллигентные чем иные работники офисов.
Аватара пользователя
Евдокия
Проверенный
 
Сообщения: 147
Зарегистрирован: 27 янв 2013, 03:02

След.

Вернуться в Секреты мастерства писателей

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron