Памятка будущим авторам фэнтези
Напоминание первое: Географическое
"Автору стоит помнить, что создаваемый им мир должен соответствовать общим географическим правилам, принятым для всех миров, аналогичных земному. Если мир Автора земному не соответствует, то Автору все же стоит каким-то образом указать на это в тексте и, желательно, объяснить, в чем именно выражено это не соответствие. В остальных же случаях Автору придется придерживаться правил планеты Земля".
То есть, как говорил Сапковский, реки текут с гор в долины, имеют исток и устье и т.д. Континент не может напоминать квадрат или прямоугольник по форме, если вы описываете нормальный континент, а солнце, как правило, встает на востоке и садиться на западе. Вообще стоит помнить - как бы мы не старались, придуманный нами мир все равно будет похож на Земной - хоть чем-то.
Если же действия ваши происходят в принципиально другом землеустройстве - плавающие в воздухе острова, геометрически правильные земли, миры под озерами и т.д., будьте добры объяснить все это - читатель не телепат, так просто может и не понять. Конечно, не обязательно разжевывать все совсем уж досконально, но потом, когда вас будут обвинять в тупизме и надуманности, вы вряд ли сможете отговориться тем, что это был полет вашей Музы. В лучшем случае, злобные критики посоветуют наливать этой Музе поменьше.
И вообще, творя для избранных, учтите - избранных может быть один на тысячу...
Если же вы, по примеру Белянина, вздумаете перенести действие вашего произведения в наш мир, то здесь уж географическая карта местности необходима просто как воздух, хотя бы для того, чтобы не помещать Тынду в Сибирь (москвичам-то все равно, а сибиряки и тындинцы обидятся), не образовывать из Сахалина полуостров и не путать Северный полюс с Южным. Тройка по географии не должна просвечивать алым сквозь все ваше творение.
Напоминание второе: Окружное
"Описывая леса, моря и горы, Автору необходимо помнить, как они выглядят. Если Автор не разу не видел подобных пейзажей, либо явлений, ему необходимо спросить у того, кто успел побывать. В случае схожести Авторского мироустройства с земным, Автор не должен выращивать пальмы в северных лесах и засаживать степь кактусами".
А что вы хотите? Бывает! В наше время повальной урбанизации люди имеют очень смутное представление о том, как выглядит живой лес. Тем более что в средние века леса выглядели несколько по-другому, и я бы рекомендовала завести хотя бы альбом Шишкина, чтобы точно знать, как. Тогда вы просто открываете картинку и описываете, что на ней намалевано. В результате и волки целы...
И еще: учтите, что погодные условия зависят от климата. Помните, в школе: континентальный, резко континентальный, муссонный? Тоже вещь важная. Если же вы лично не знакомы с погодным явлением, либо климатом, посмотрите в литературе. Да, и не путайте тайфун с цунами.
Напоминание третье: Животноводческое
"Автору не стоит забывать населять окружающие его героев пространства не только нежитью и людьми, но и обычными животными".
Ага, не стоит. А то порой читаешь и диву даешься - вторую неделю прут герои по лесу, а окромя вурдалаков да упырей - никого. Ни птиц, ни зверей, ни комаров. Если учесть, что даже в наше времена можно увидеть в лесу хотя бы белку, то и ваш герой должен их встречать. И кстати, на мой взгляд, бег от стаи живых волков не чуть не менее увлекателен, чем от стаи злобных волкодлаков.
Напоминание четвертое: Градостроительное
"Автор должен учитывать масштабы строительства, его сроки и внешний вид. Описывая замки, поселки и города, Автор должен учитывать их особенности и соотносить с описываемыми временами".
Тоже придется, а что поделать. Кремль возвели за десять лет - в Средневековье это краткий срок. Поэтому и в вашей книжке нельзя построить замок за год - технологии не позволят. Разве что с помощью магии. Ищите схемы замков в книгах, не забывайте, что в деревне должны быть еще какие-то строения помимо сплошных домов, уточняйте названия и назначения. Да и, кстати, в наши Средние века замки были куда как меньше по размерам, чем их подают в литературе.
Напоминание пятое: Костюмное
"Мода в произведении Автора должна соответствовать моде описываемого времени. В моде должен быть единый стиль, характерный для данной книги. Также Автору необходимо изучить не только костюмы мирной жизни, но и боевое облачение, дабы не допускать досадных промахов в его использовании и описании".
Конечно, совсем не обязательно наряжать героев в простеганные конским волосом платья по испанской моде 15 века - вопрос о трусиках Ренфри каждый решает сам. Но единство в стиле все же быть должно - что поделать. А дальше уж как хотите - можете оставить для себя и корсеты и фижмы и кожаные лосины, зашиваемые прямо на их хозяине. Это не главное. Главное, как я уже сказала, единство стиля и его разнообразие - в разных странах, у разных рас, в городах и провинциях. И помнить, что нейлон и полиэстер изобретения современного мира.
С доспехами хуже - тут вопрос узкоспециальный, требующий консультаций и изучения. Консультируйтесь, причем тщательно и желательно не по книжкам с картинками от Бориса Валледжо. Иначе будет вам сплошной позор и порицание. В кольчужном бикини, действительно, даже и сквозь крапиву не пролезть.
Пока хватит, кого заинтересовало - ждите вторую часть.