Казалось бы, где Кинг-Конг и где Чуковский, какая между ними связь? Вы удивитесь, но самая прямая. В списке персонажей, выдуманных Корнеем Ивановичем после Айболита, Бармалея и Мойдодыра можно поставить запятую и дописать «Кинг-Конг».
Переместимся на Украину, в 1920 год и познакомимся с американским летчиком Мерианом Купером.
1920 год. Советско-польская война
25 апреля 1920 года польские части начали свое победное шествие по Правобережной Украине, которое закончилось взятием Киева 7 мая. Европа рукоплескала: Польша, еще недавно бывшая частью Российской империи, теперь гнала войска своего недавнего угнетателя, и не было силы, способной ей противостоять. Газеты воспевали польского солдата, чье мужество стало залогом победы.
Однако военные специалисты знали, что в основе военных успехов Польши лежала поддержка западных стран. У молодой польской армии внезапно в избытке оказались винтовки, пушки, автомобили, танки и аэропланы. Однако армия без грамотных командиров – просто толпа, техника без специалистов – кусок железа. Поэтому в польских штабах звучала иностранная речь, а танками и самолетами управляли офицеры, ни слова не понимавшие по-польски.
Американец в украинском небе
7-я авиаэскадрилья, гордость польских ВВС, была укомплектована американскими пилотами. Командир эскадрильи - майор Фаунтлерой, его заместитель – Мериан Купер. Американские летчики бомбили Черкассы и Бердичев, Радомышль и Житомир, совершая по 5-6 вылетов в день. Купер летал, как и все - бомбил города, расстреливал с воздуха красноармейцев. 26 июля под Дубно американцу не повезло: пулеметчик с большевистской тачанки меткой очередью пропорол двигатель его аэроплана.
Прибежавшие буденновцы хотели тут же расстрелять летчика, но американец оказался ушлым малым и, путая украинские и польские слова (поднатаскался за полгода), назвался американским пролетарием, насильно угнанным проклятыми империалистами на братоубийственную войну.
Купер провел в плену около 9 месяцев. Практичный американец во время пребывания в России штудировал русский язык. Учебным пособием для него стала детская книжка «Ваня и крокодил» русского писателя Чуковского.
Знаменитый «Крокодил»
«Крокодила» Чуковский написал шутя в 1917 году для больного сына. В 1919 году история вышла отдельной книжкой и стала страшно популярной. «Крокодила» любили и взрослые, и дети, его цитировали, его переиздавали сумасшедшими для того времени тиражами. Сам автор с тоской говорил: «Когда я умру, на могильном камне напишут, что под ним лежит автор «Крокодила». И вот эта книжка попала в руки Куперу.
Американец посмотрел на изложенную в книжке историю совсем иными глазами. Надвигающееся зло в виде кровожадных диких зверей, от которого нет спасения:
Они идут на Петроград,
Они сожрать его хотят,
И всех людей,
И всех детей
Они без жалости съедят.
Город, охваченный ужасом:
Закрывайте окна, закрывайте двери,
Полезайте поскорее под кровать,
Потому что злые, яростные звери
Вас хотят на части, на части разорвать!
И вот апофеоз - похищение маленькой девочки страшной обезьяной:
Дикая Горилла
Лялю утащила
И по тротуару
Побежала вскачь.
Выше, выше, выше,
Вот она на крыше.
На седьмом этаже
Прыгает, как мяч.
Как писал сам Купер в своих мемуарах, книжка привела его просто в восторг: эти глупые русские и не понимали, какой потрясающий триллер написал им Чуковский.
Как из «Крокодила» сделали Кинг-Конга
Вернувшись в штаты, Купер заинтересовался кинематографом и осел в Голливуде. В начале 30-х он совместно с Эдгаром Уоллесом сели писать сценарий для фильма, в котором главным действующим лицом должна была стать обезьяна.
Вот когда Мериану пригодилась прочитанная им в русском плену история о петроградской Лялечке и дикой горилле. Уоллес идею оценил: дикое рычащее животное, скачущее по крышам, а в руках у него - обмякшее тело похищенной девочки. Жесть, публика будет страдать и плакать.
Конечно, история претерпела изменения. Крошку-девочку заменили сексапильной блондинкой, а гориллу, чтобы она была действительно жуткой, увеличили в размерах. А уж потом ко всему этому начали додумывать историю, откуда взялась эта чудовищная зверюга.
Неумирающий Кинг-Конг
2 марта 1933 года состоялась премьера. Успех был ошеломляющий. Фильм, обошедшийся компании RKO в 670 тыс. долларов, только в США собрал 1.700 тыс.
Потом были «Сын Конга», «Бегство Кинг-Конга», «Кинг-Конг против Годзиллы», ремейки в 1976 и в 2005 годах. Наверное, будут еще и фильмы, и ремейки. Кинг-Конг, стал частью массовой культуры и уже не умрет никогда.
Спасибо дедушке Чуковскому!
Автор Klim Podkova